Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №1 города Балтийска Калининградской области

Школа молодого учителя

Становление профессионального мастерства молодого учителя – сложное и многогранное явление педагогической действительности. От того как пройдет этот процесс, зависит, состоится ли новоявленный педагог как профессионал, останется ли он в сфере образования или найдет себя в другом деле.

Поэтому очень  велико то внимание, которое уделяется администрацией лицея, наставникам,  личности молодого специалиста, его профессиональному развитию, процессу его вхождения в образовательную среду и социум в целом.

Задача созданной в лицее «Школы молодого учителя» заключается в обучении профессиональному мастерству, практическим умениям, тому, чего, к сожалению, не дают в полном объеме наши высшие учебные заведения. «Школа молодого учителя» – важнейший цикл образовательного менеджмента, система, создающая условия для профессионального и личностного роста молодого педагога как профессионала, яркой и творческой личности, в дальнейшем – мастера. Становление молодого специалиста как профессионала благодаря организации «Школы молодого учителя» (ШМУ) происходит не на основе работы над совершёнными по неопытности ошибками, а на основе педагогической парадигмы достижения успеха.

Такая система работы ШМУ способствует реализации концепции развития лицея, предполагающей создание комфортной образовательной среды, способствующей социализации и развитию личности обучаемого, становлению педагогических, творческих компетенций педагогического коллектива,  среды, в которой каждый ученик и учитель находит свое место в соответствии со своими желаниями, возможностями, интересами.

Используя системный подход при организации методической работы по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов,  ШМУ позволяет недавнему выпускнику вуза быстро адаптироваться к работе, избежать моментов неуверенности в собственных силах, выработать успешные коммуникативные навыки со всеми субъектами образовательного процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, почувствовать вкус профессиональных достижений, раскрыть свою индивидуальность,  начать формирование собственной профессиональной траектории развития. Для молодого учителя очень важно чувство самореализации, успешности, от этого будет зависеть его профессиональная карьера.

В условиях инновационной образовательной практики управление профессиональным развитием молодых учителей, ориентированное на создание условий для ценностно-смыслового самоопределения и профессионально-личностной самореализации, требует создания системы для их научно-методического педагогического сопровождения. Такая система как раз и реализуется в лицее через организацию наставничества.

Основываясь на анализе опыта работы ШМУ в  лицее, можно с уверенностью сказать, что  молодые специалисты, взращенные практически с нуля, способны  к реализации образовательного стандарта,  к творческой педагогической деятельности. Помочь молодому специалисту в обеспечении теоретической, методической поддержки инновационных процессов, а также стимулировать повышение его научно-методического уровня, овладение им современными образовательными технологиями – вот основные задачи Школы молодого учителя, а следовательно, наставника.

Основные направления деятельности Школы молодого учителя включали в себя:

  • адаптационную работу (знакомство с лицеем, представление молодого учителя коллективу, анкетирование (выявление затруднений в работе на начало учебного года), закрепление учителя-наставника;
  • методическое сопровождение (посещение уроков и мероприятий, проводимых коллегами, с последующим анализом, практико-ориентированные семинары по составлению тематических и поурочных планов, заполнению школьной документации, подготовке дидактических материалов).

 «Школа молодого учителя» – это объединение учителей со стажем работы до трех лет. Руководство деятельностью «Школы молодого учителя» осуществлялось Руденко Е.И. и заместителями директора по УВР, которые выполняли в данном случае административные, методические, организаторские функции.

В административную функциювходила работа по изучению потенциала молодых педагогов, определению их возможностей и способностей в профессиональной деятельности, изучению перспектив их профессионального развития в процессе адаптации и становления. Немаловажную роль играла и методическая функция. От того, насколько грамотно были  подобраны наставники для молодых специалистов зависела эффективность работы «Школы молодого учителя». Наставниками были использованы практически все методические функции, а именно, диагностическая, которая позволила  изучить результативность деятельности молодых коллег и проводить сравнительный анализ их работы в результате наставнической деятельности; конструктивная,  предполагающая тесное сотрудничество завуча с наставниками с целью поиска таких форм и методов работы с молодыми специалистами, которые бы позволяли выстроить их индивидуальную траекторию профессионального развития;аналитико-рефлексивная, которая ставит своей целью работу с документами и материалами, которые демонстрируют качество и результативность наставничества в образовательном учреждении; корректирующая деятельность, котораяпозволила определить пробелы в работе наставника и возможные пути организации коррекционной работы. В 2016-2017 учебном году молодые специалисты работали под руководством наставников:

С помощью коммуникативной функции  были созданы такие условия для работы участников педагогического процесса, которые позволяли и наставникам, и молодым учителям формировать культуру собственной коммуникации. Этому способствовали семинары-тренинги, практические семинары, дискуссии, интерактивные игры и т.д.

Одной из важнейших форм деятельности лицея является стимулирующая деятельность, которая  дает возможность включить моральные и материальные стимулы в работе с наставниками и молодыми учителями, по достоинству оценить вклад каждого наставника в сотрудничество и сотворчество со своим подопечным.

Для организации работы ШМУ директором лицея Шлибановой Л.Н. были назначены в качестве наставников опытные педагоги.

ФИО молодого учителя, должность

ФИО педагога-наставника по направлениям деятельности

в предметной

области

по организации учебно-воспитательного процесса

по работе классного руководителя

1.

Шкадюк Е.Г.

Лешкович Е. А.

Степанишена Е.А.

-

2.

Попкова А.И.

Барткевич Т.И.

Степанишена Е.А.

-

3.

Винтоняк Р.В.

Ильяшова И.Л.

 Белоногова С.А.

Лешкович Е.А.

4.

Воскресенская Е.С.

Белоногова С.А.

Белоногова С.А.

Белоногова С.А.

5.

Калуга Д. М.

Забелина Т. А.

Степанишена Е. А.

-

Неотъемлемой частью работы  ШМУ  стало проведение дней молодых специалистов. Так,  2016-2017 учебном году эти дни прошли под девизом «Индивидуальный прогресс учителя – личный успех ученика»  (18 ноября2016 года) и «Новая ступенька к успеху»  (15 апреля 2017 года). В течение этих дней проводились открытые уроки и внеклассные мероприятия, круглые столы по обсуждению проведенных мероприятий.

Неоспоримо большую роль в работе с молодыми педагогами играет роль наставника. Задачи, стоящие перед наставниками, также обширны, это и  формирование потребности заниматься самоанализом результатов своей профессиональной деятельности, и демонстрация собственного положительного примера в поиске научных знаний, в готовности передавать их подрастающему поколению, и развитие интереса к методике построения и организации результативного учебного процесса, и способствование формированию приемов педагогического контроля и самоконтроля молодого учителя, и ориентация начинающих учителей на творческое использование передового педагогического опыта в своей педагогической деятельности. 27 марта 2017 был организован и проведён практикум по использованию электронных ресурсов для эффективности оценивания предметных результатов.

В рамках организационной деятельности «Школы молодого учителя» предусмотрено обязательноесоставление наставниками планов работы с молодымиспециалистами, которые включают в себя создание оптимальных условий для успешной работы, ведение индивидуальных бесед и консультаций с молодыми специалистами, оказание им практической помощи по планированию и проведению уроков, в том числе предварительную работу с конспектами уроков и анализ проведенных уроков, систематическое изучение их педагогических затруднений в период профессионального становления. Деятельность  наставника заключалась в оказании помощи молодому учителю в анализе и составлению рабочих программ по предмету, конструированию урока, подборе методического и дидактического оснащения, работе с нормативными документами, соблюдении психогигиены труда, корректированию результативности профессиональной деятельности молодого специалиста. Учителями-наставниками была чётко отлажена систему работы с правилами ведения школьной документации, составление планов проведения различных видов урока, анализ различного рода работ учащихся, т.е. умение вести контрольно-оценочную деятельность специалиста.

Молодые специалисты вовлекались также в организацию и проведение внеклассных мероприятий, научно-исследовательскую и экспериментальную деятельность, организацию и проведение олимпиад, различных конкурсов.

 

Учитель

Тема

Предмет

Класс

Дата

Шкадюк Е.Г.

«Моя семья»

Английский язык

5 «А»

24.11.2016

Попкова А.И.

Урок-викторина «Рождество»

Немецкий язык

4 «А», «Б» объединённая группа

20.12.2016

Воскресенская Е.С.

«Обобщение. Однородные члены предложения»

Русский язык

3 «А»

9.12.2016

Винтоняк Р.В.

«Слагаемое. Сумма»

Математика

1 «Б»

19.12.2016

 «На дальней планете» (кружок «Маленький мастер»)

Открытое внеклассное мероприятие

1 «Б»

15.04.2017

 

Деятельность «Школы молодого учителя» была направлена на то, чтобы из молодого специалиста «вырос» перспективный учитель, умеющий анализировать становление собственного профессионального мастерства, способный  к реализации своего творческого потенциала в педагогической деятельности.

Задачи ШМУ на 2017-2018 учебный год:

  1. Удовлетворить потребность молодых учителей в непрерывном образовании и оказывать им индивидуальную помощь в преодолении различных затруднений;
  2. Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности педагогов;
  3. Оказывать поддержку  в освоении современных подходов и передовых педагогических технологий в образовательный процесс;
  4. Руководителю ШМУ в план работы включить тематику занятий для молодых педагогов;
  5. Организовать обязательный отчёт молодых специалистов по теме самообразования на заседании кафедр;
  6. Привлечь к Дню проведения молодого специалиста представителей управления образования, родителей.

Please publish modules in offcanvas position.