Школа молодого учителя
Становление профессионального мастерства молодого учителя – сложное и многогранное явление педагогической действительности. От того как пройдет этот процесс, зависит, состоится ли новоявленный педагог как профессионал, останется ли он в сфере образования или найдет себя в другом деле.
Поэтому очень велико то внимание, которое уделяется администрацией лицея, наставникам, личности молодого специалиста, его профессиональному развитию, процессу его вхождения в образовательную среду и социум в целом.
Задача созданной в лицее «Школы молодого учителя» заключается в обучении профессиональному мастерству, практическим умениям, тому, чего, к сожалению, не дают в полном объеме наши высшие учебные заведения. «Школа молодого учителя» – важнейший цикл образовательного менеджмента, система, создающая условия для профессионального и личностного роста молодого педагога как профессионала, яркой и творческой личности, в дальнейшем – мастера. Становление молодого специалиста как профессионала благодаря организации «Школы молодого учителя» (ШМУ) происходит не на основе работы над совершёнными по неопытности ошибками, а на основе педагогической парадигмы достижения успеха.
Такая система работы ШМУ способствует реализации концепции развития лицея, предполагающей создание комфортной образовательной среды, способствующей социализации и развитию личности обучаемого, становлению педагогических, творческих компетенций педагогического коллектива, среды, в которой каждый ученик и учитель находит свое место в соответствии со своими желаниями, возможностями, интересами.
Используя системный подход при организации методической работы по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов, ШМУ позволяет недавнему выпускнику вуза быстро адаптироваться к работе, избежать моментов неуверенности в собственных силах, выработать успешные коммуникативные навыки со всеми субъектами образовательного процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, почувствовать вкус профессиональных достижений, раскрыть свою индивидуальность, начать формирование собственной профессиональной траектории развития. Для молодого учителя очень важно чувство самореализации, успешности, от этого будет зависеть его профессиональная карьера.
В условиях инновационной образовательной практики управление профессиональным развитием молодых учителей, ориентированное на создание условий для ценностно-смыслового самоопределения и профессионально-личностной самореализации, требует создания системы для их научно-методического педагогического сопровождения. Такая система как раз и реализуется в лицее через организацию наставничества.
Основываясь на анализе опыта работы ШМУ в лицее, можно с уверенностью сказать, что молодые специалисты, взращенные практически с нуля, способны к реализации образовательного стандарта, к творческой педагогической деятельности. Помочь молодому специалисту в обеспечении теоретической, методической поддержки инновационных процессов, а также стимулировать повышение его научно-методического уровня, овладение им современными образовательными технологиями – вот основные задачи Школы молодого учителя, а следовательно, наставника.
Основные направления деятельности Школы молодого учителя включали в себя:
- адаптационную работу (знакомство с лицеем, представление молодого учителя коллективу, анкетирование (выявление затруднений в работе на начало учебного года), закрепление учителя-наставника;
- методическое сопровождение (посещение уроков и мероприятий, проводимых коллегами, с последующим анализом, практико-ориентированные семинары по составлению тематических и поурочных планов, заполнению школьной документации, подготовке дидактических материалов).
«Школа молодого учителя» – это объединение учителей со стажем работы до трех лет. Руководство деятельностью «Школы молодого учителя» осуществлялось Руденко Е.И. и заместителями директора по УВР, которые выполняли в данном случае административные, методические, организаторские функции.
В административную функциювходила работа по изучению потенциала молодых педагогов, определению их возможностей и способностей в профессиональной деятельности, изучению перспектив их профессионального развития в процессе адаптации и становления. Немаловажную роль играла и методическая функция. От того, насколько грамотно были подобраны наставники для молодых специалистов зависела эффективность работы «Школы молодого учителя». Наставниками были использованы практически все методические функции, а именно, диагностическая, которая позволила изучить результативность деятельности молодых коллег и проводить сравнительный анализ их работы в результате наставнической деятельности; конструктивная, предполагающая тесное сотрудничество завуча с наставниками с целью поиска таких форм и методов работы с молодыми специалистами, которые бы позволяли выстроить их индивидуальную траекторию профессионального развития;аналитико-рефлексивная, которая ставит своей целью работу с документами и материалами, которые демонстрируют качество и результативность наставничества в образовательном учреждении; корректирующая деятельность, котораяпозволила определить пробелы в работе наставника и возможные пути организации коррекционной работы. В 2016-2017 учебном году молодые специалисты работали под руководством наставников:
С помощью коммуникативной функции были созданы такие условия для работы участников педагогического процесса, которые позволяли и наставникам, и молодым учителям формировать культуру собственной коммуникации. Этому способствовали семинары-тренинги, практические семинары, дискуссии, интерактивные игры и т.д.
Одной из важнейших форм деятельности лицея является стимулирующая деятельность, которая дает возможность включить моральные и материальные стимулы в работе с наставниками и молодыми учителями, по достоинству оценить вклад каждого наставника в сотрудничество и сотворчество со своим подопечным.
Для организации работы ШМУ директором лицея Шлибановой Л.Н. были назначены в качестве наставников опытные педагоги.
№ |
ФИО молодого учителя, должность |
ФИО педагога-наставника по направлениям деятельности |
||
в предметной области |
по организации учебно-воспитательного процесса |
по работе классного руководителя |
||
1. |
Шкадюк Е.Г. |
Лешкович Е. А. |
Степанишена Е.А. |
- |
2. |
Попкова А.И. |
Барткевич Т.И. |
Степанишена Е.А. |
- |
3. |
Винтоняк Р.В. |
Ильяшова И.Л. |
Белоногова С.А. |
Лешкович Е.А. |
4. |
Воскресенская Е.С. |
Белоногова С.А. |
Белоногова С.А. |
Белоногова С.А. |
5. |
Калуга Д. М. |
Забелина Т. А. |
Степанишена Е. А. |
- |
Неотъемлемой частью работы ШМУ стало проведение дней молодых специалистов. Так, 2016-2017 учебном году эти дни прошли под девизом «Индивидуальный прогресс учителя – личный успех ученика» (18 ноября2016 года) и «Новая ступенька к успеху» (15 апреля 2017 года). В течение этих дней проводились открытые уроки и внеклассные мероприятия, круглые столы по обсуждению проведенных мероприятий.
Неоспоримо большую роль в работе с молодыми педагогами играет роль наставника. Задачи, стоящие перед наставниками, также обширны, это и формирование потребности заниматься самоанализом результатов своей профессиональной деятельности, и демонстрация собственного положительного примера в поиске научных знаний, в готовности передавать их подрастающему поколению, и развитие интереса к методике построения и организации результативного учебного процесса, и способствование формированию приемов педагогического контроля и самоконтроля молодого учителя, и ориентация начинающих учителей на творческое использование передового педагогического опыта в своей педагогической деятельности. 27 марта 2017 был организован и проведён практикум по использованию электронных ресурсов для эффективности оценивания предметных результатов.
В рамках организационной деятельности «Школы молодого учителя» предусмотрено обязательноесоставление наставниками планов работы с молодымиспециалистами, которые включают в себя создание оптимальных условий для успешной работы, ведение индивидуальных бесед и консультаций с молодыми специалистами, оказание им практической помощи по планированию и проведению уроков, в том числе предварительную работу с конспектами уроков и анализ проведенных уроков, систематическое изучение их педагогических затруднений в период профессионального становления. Деятельность наставника заключалась в оказании помощи молодому учителю в анализе и составлению рабочих программ по предмету, конструированию урока, подборе методического и дидактического оснащения, работе с нормативными документами, соблюдении психогигиены труда, корректированию результативности профессиональной деятельности молодого специалиста. Учителями-наставниками была чётко отлажена систему работы с правилами ведения школьной документации, составление планов проведения различных видов урока, анализ различного рода работ учащихся, т.е. умение вести контрольно-оценочную деятельность специалиста.
Молодые специалисты вовлекались также в организацию и проведение внеклассных мероприятий, научно-исследовательскую и экспериментальную деятельность, организацию и проведение олимпиад, различных конкурсов.
Учитель |
Тема |
Предмет |
Класс |
Дата |
Шкадюк Е.Г. |
«Моя семья» |
Английский язык |
5 «А» |
24.11.2016 |
Попкова А.И. |
Урок-викторина «Рождество» |
Немецкий язык |
4 «А», «Б» объединённая группа |
20.12.2016 |
Воскресенская Е.С. |
«Обобщение. Однородные члены предложения» |
Русский язык |
3 «А» |
9.12.2016 |
Винтоняк Р.В. |
«Слагаемое. Сумма» |
Математика |
1 «Б» |
19.12.2016 |
«На дальней планете» (кружок «Маленький мастер») |
Открытое внеклассное мероприятие |
1 «Б» |
15.04.2017 |
Деятельность «Школы молодого учителя» была направлена на то, чтобы из молодого специалиста «вырос» перспективный учитель, умеющий анализировать становление собственного профессионального мастерства, способный к реализации своего творческого потенциала в педагогической деятельности.
Задачи ШМУ на 2017-2018 учебный год:
- Удовлетворить потребность молодых учителей в непрерывном образовании и оказывать им индивидуальную помощь в преодолении различных затруднений;
- Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности педагогов;
- Оказывать поддержку в освоении современных подходов и передовых педагогических технологий в образовательный процесс;
- Руководителю ШМУ в план работы включить тематику занятий для молодых педагогов;
- Организовать обязательный отчёт молодых специалистов по теме самообразования на заседании кафедр;
- Привлечь к Дню проведения молодого специалиста представителей управления образования, родителей.