Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №1 города Балтийска Калининградской области

Материал находится в разработке

Школа молодого учителя

Становление профессионального мастерства молодого учителя – сложное и многогранное явление педагогической действительности. От того как пройдет этот процесс, зависит, состоится ли новоявленный педагог как профессионал, останется ли он в сфере образования или найдет себя в другом деле.

Поэтому очень  велико то внимание, которое уделяется администрацией лицея, наставникам,  личности молодого специалиста, его профессиональному развитию, процессу его вхождения в образовательную среду и социум в целом.

Задача созданной в лицее «Школы молодого учителя» заключается в обучении профессиональному мастерству, практическим умениям, тому, чего, к сожалению, не дают в полном объеме наши высшие учебные заведения. «Школа молодого учителя» – важнейший цикл образовательного менеджмента, система, создающая условия для профессионального и личностного роста молодого педагога как профессионала, яркой и творческой личности, в дальнейшем – мастера. Становление молодого специалиста как профессионала благодаря организации «Школы молодого учителя» (ШМУ) происходит не на основе работы над совершёнными по неопытности ошибками, а на основе педагогической парадигмы достижения успеха.

Такая система работы ШМУ способствует реализации концепции развития лицея, предполагающей создание комфортной образовательной среды, способствующей социализации и развитию личности обучаемого, становлению педагогических, творческих компетенций педагогического коллектива,  среды, в которой каждый ученик и учитель находит свое место в соответствии со своими желаниями, возможностями, интересами.

Используя системный подход при организации методической работы по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов,  ШМУ позволяет недавнему выпускнику вуза быстро адаптироваться к работе, избежать моментов неуверенности в собственных силах, выработать успешные коммуникативные навыки со всеми субъектами образовательного процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, почувствовать вкус профессиональных достижений, раскрыть свою индивидуальность,  начать формирование собственной профессиональной траектории развития. Для молодого учителя очень важно чувство самореализации, успешности, от этого будет зависеть его профессиональная карьера.

В условиях инновационной образовательной практики управление профессиональным развитием молодых учителей, ориентированное на создание условий для ценностно-смыслового самоопределения и профессионально-личностной самореализации, требует создания системы для их научно-методического педагогического сопровождения. Такая система как раз и реализуется в лицее через организацию наставничества.

Основываясь на анализе опыта работы ШМУ в  лицее, можно с уверенностью сказать, что  молодые специалисты, взращенные практически с нуля, способны  к реализации образовательного стандарта,  к творческой педагогической деятельности. Помочь молодому специалисту в обеспечении теоретической, методической поддержки инновационных процессов, а также стимулировать повышение его научно-методического уровня, овладение им современными образовательными технологиями – вот основные задачи Школы молодого учителя, а следовательно, наставника.

Основные направления деятельности Школы молодого учителя включали в себя:

  • адаптационную работу (знакомство с лицеем, представление молодого учителя коллективу, анкетирование (выявление затруднений в работе на начало учебного года), закрепление учителя-наставника;
  • методическое сопровождение (посещение уроков и мероприятий, проводимых коллегами, с последующим анализом, практико-ориентированные семинары по составлению тематических и поурочных планов, заполнению школьной документации, подготовке дидактических материалов).

 «Школа молодого учителя» – это объединение учителей со стажем работы до трех лет. Руководство деятельностью «Школы молодого учителя» осуществлялось Руденко Е.И. и заместителями директора по УВР, которые выполняли в данном случае административные, методические, организаторские функции.

В административную функциювходила работа по изучению потенциала молодых педагогов, определению их возможностей и способностей в профессиональной деятельности, изучению перспектив их профессионального развития в процессе адаптации и становления. Немаловажную роль играла и методическая функция. От того, насколько грамотно были  подобраны наставники для молодых специалистов зависела эффективность работы «Школы молодого учителя». Наставниками были использованы практически все методические функции, а именно, диагностическая, которая позволила  изучить результативность деятельности молодых коллег и проводить сравнительный анализ их работы в результате наставнической деятельности; конструктивная,  предполагающая тесное сотрудничество завуча с наставниками с целью поиска таких форм и методов работы с молодыми специалистами, которые бы позволяли выстроить их индивидуальную траекторию профессионального развития;аналитико-рефлексивная, которая ставит своей целью работу с документами и материалами, которые демонстрируют качество и результативность наставничества в образовательном учреждении; корректирующая деятельность, котораяпозволила определить пробелы в работе наставника и возможные пути организации коррекционной работы. В 2016-2017 учебном году молодые специалисты работали под руководством наставников:

С помощью коммуникативной функции  были созданы такие условия для работы участников педагогического процесса, которые позволяли и наставникам, и молодым учителям формировать культуру собственной коммуникации. Этому способствовали семинары-тренинги, практические семинары, дискуссии, интерактивные игры и т.д.

Одной из важнейших форм деятельности лицея является стимулирующая деятельность, которая  дает возможность включить моральные и материальные стимулы в работе с наставниками и молодыми учителями, по достоинству оценить вклад каждого наставника в сотрудничество и сотворчество со своим подопечным.

Для организации работы ШМУ директором лицея Шлибановой Л.Н. были назначены в качестве наставников опытные педагоги.

ФИО молодого учителя, должность

ФИО педагога-наставника по направлениям деятельности

в предметной

области

по организации учебно-воспитательного процесса

по работе классного руководителя

1.

Шкадюк Е.Г.

Лешкович Е. А.

Степанишена Е.А.

-

2.

Попкова А.И.

Барткевич Т.И.

Степанишена Е.А.

-

3.

Винтоняк Р.В.

Ильяшова И.Л.

 Белоногова С.А.

Лешкович Е.А.

4.

Воскресенская Е.С.

Белоногова С.А.

Белоногова С.А.

Белоногова С.А.

5.

Калуга Д. М.

Забелина Т. А.

Степанишена Е. А.

-

Неотъемлемой частью работы  ШМУ  стало проведение дней молодых специалистов. Так,  2016-2017 учебном году эти дни прошли под девизом «Индивидуальный прогресс учителя – личный успех ученика»  (18 ноября2016 года) и «Новая ступенька к успеху»  (15 апреля 2017 года). В течение этих дней проводились открытые уроки и внеклассные мероприятия, круглые столы по обсуждению проведенных мероприятий.

Неоспоримо большую роль в работе с молодыми педагогами играет роль наставника. Задачи, стоящие перед наставниками, также обширны, это и  формирование потребности заниматься самоанализом результатов своей профессиональной деятельности, и демонстрация собственного положительного примера в поиске научных знаний, в готовности передавать их подрастающему поколению, и развитие интереса к методике построения и организации результативного учебного процесса, и способствование формированию приемов педагогического контроля и самоконтроля молодого учителя, и ориентация начинающих учителей на творческое использование передового педагогического опыта в своей педагогической деятельности. 27 марта 2017 был организован и проведён практикум по использованию электронных ресурсов для эффективности оценивания предметных результатов.

В рамках организационной деятельности «Школы молодого учителя» предусмотрено обязательноесоставление наставниками планов работы с молодымиспециалистами, которые включают в себя создание оптимальных условий для успешной работы, ведение индивидуальных бесед и консультаций с молодыми специалистами, оказание им практической помощи по планированию и проведению уроков, в том числе предварительную работу с конспектами уроков и анализ проведенных уроков, систематическое изучение их педагогических затруднений в период профессионального становления. Деятельность  наставника заключалась в оказании помощи молодому учителю в анализе и составлению рабочих программ по предмету, конструированию урока, подборе методического и дидактического оснащения, работе с нормативными документами, соблюдении психогигиены труда, корректированию результативности профессиональной деятельности молодого специалиста. Учителями-наставниками была чётко отлажена систему работы с правилами ведения школьной документации, составление планов проведения различных видов урока, анализ различного рода работ учащихся, т.е. умение вести контрольно-оценочную деятельность специалиста.

Молодые специалисты вовлекались также в организацию и проведение внеклассных мероприятий, научно-исследовательскую и экспериментальную деятельность, организацию и проведение олимпиад, различных конкурсов.

 

Учитель

Тема

Предмет

Класс

Дата

Шкадюк Е.Г.

«Моя семья»

Английский язык

5 «А»

24.11.2016

Попкова А.И.

Урок-викторина «Рождество»

Немецкий язык

4 «А», «Б» объединённая группа

20.12.2016

Воскресенская Е.С.

«Обобщение. Однородные члены предложения»

Русский язык

3 «А»

9.12.2016

Винтоняк Р.В.

«Слагаемое. Сумма»

Математика

1 «Б»

19.12.2016

 «На дальней планете» (кружок «Маленький мастер»)

Открытое внеклассное мероприятие

1 «Б»

15.04.2017

 

Деятельность «Школы молодого учителя» была направлена на то, чтобы из молодого специалиста «вырос» перспективный учитель, умеющий анализировать становление собственного профессионального мастерства, способный  к реализации своего творческого потенциала в педагогической деятельности.

Задачи ШМУ на 2017-2018 учебный год:

  1. Удовлетворить потребность молодых учителей в непрерывном образовании и оказывать им индивидуальную помощь в преодолении различных затруднений;
  2. Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности педагогов;
  3. Оказывать поддержку  в освоении современных подходов и передовых педагогических технологий в образовательный процесс;
  4. Руководителю ШМУ в план работы включить тематику занятий для молодых педагогов;
  5. Организовать обязательный отчёт молодых специалистов по теме самообразования на заседании кафедр;
  6. Привлечь к Дню проведения молодого специалиста представителей управления образования, родителей.

В мае 2016 году  МБОУ лицей № 1 города Балтийска принял участие в Конкурсном отборе (конкурсе) проектов на организацию обучающих мероприятий для детей по финансовой грамотности населения, организованном Министерством финансов Калининградской области. На суд жюри был представлен проект создания так называемой школы «Бережливых хозяек и рачительных хозяев», разработанный учителем географии Нововой Еленой Евгеньевной и учителем история и обществознания Истоминой Ириной Михайловной. Данный проект вошел в число победителей конкурсного отбора. По его итогам всентябре-ноябре 2016 года в МБОУ лицей № 1 города Балтийска был реализован проект «Организация обучающих мероприятий для детей по финансовой грамотности» подпрограммы «Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области», государственной программы Калининградской области «Эффективные финансы» по договору № 100/03 от 16.06.2016 г. «О предоставлении в 2016 г. гранта в форме субсидии победителю конкурсного отбора (конкурса) на проведение мероприятия, направленного на повышение финансовой грамотности населения Калининградской области».

Для учащихся МБОУ лицей № 1 города Балтийска в рамках внеурочной и урочной деятельностибыл реализован проект создания так называемой школы «Бережливых хозяек и рачительных хозяев».

Цель данного проекта: научить ребят, обучающихся в лицее, планировать свои доходы и расходы, принимать правильные решения в сфере личных и семейных финансов, привлечь их внимание к возможности организации собственного (семейного бизнеса), в том числе углубить и расширить знания и навыки, получаемые ими в рамках изучения учебных дисциплин «Обществознание», «Экономика» и «Технология».

В рамках работы школы «Бережливых хозяек и рачительных хозяев»для участников конкурса проектов «Семейный бизнес» (учеников 9-11 классов социально-экономической направленности) были организованы курсы «Начинающего предпринимателя». Их цель:сформировать у ребят, обучающихся в лицее, общее представление о том кто такой предприниматель, что он должен знать и уметь для того чтобы его бизнес был успешен.

Задачи проекта «Организация обучающих мероприятий для детей по финансовой грамотности»: привлечение учреждений-партнеров к повышению финансовой грамотности детей; выявление и поддержка творческих сотрудников МБОУ лицей №1 города Балтийска, способных и желающих содействовать в разработке и проведении мероприятий вне учебной программы по финансовой грамотности для детей; повышения уровня финансовой грамотности участников воспитательно-образовательного процесса.

Для решения задачи: «привлечение учреждений-партнеров к повышению финансовой грамотности детей» к сотрудничеству были привлечены работники городского отделения Сбербанка, Федеральной налоговой службой №10, Пенсионного фонда России и  Федеральной таможенной службой (с ними был проведен ряд совместных мероприятий).

Для решения задачи«выявление и поддержка творческих сотрудников МБОУ лицея № 1, способных и желающих содействовать в разработке и проведении мероприятий вне учебной программы по финансовой грамотности для детей» педагогам было предложено принять участие в методической разработке уроков и других обучающих мероприятий для детей, а также участие в апробации разработок коллег в урочное и внеурочное время. Результатом реализации данной задачи можно считать разработку и апробацию 23 различных обучающих мероприятий для учащихся 4-11 классов. Это были круглые столы, семинары, игры-викторины, театральные постановки, практические занятия, обучающие занятия, заседания дискуссионного клуба, интегрированные уроки и т.д. 21 обучающее мероприятие было разработано учителем географии Нововой Еленой Евгеньевной, одно – учителем истории и обществознания Истоминой Ириной Михайловной, одно - учителем английского языка Лешкович Еленой Антоновной. В реализации данных мероприятий приняла участие учитель русского языка и литературы Доманицкая Валентина Петровна.

Для решения задачи «повышение уровня финансовой грамотности участников воспитательно-образовательного процесса» осуществлялась работа в соответствии с утвержденными Графиками мероприятий, достигнутые участниками проекта результаты оценивались при помощи тестирования и выполнения других заданий во время проведение обучающих мероприятий, а также на основе представленных исследовательских, творческих проектов и бизнес-планов. В ходе реализации проекта было проведено 42  мероприятия,  из них семь открытых мероприятий: интегрированный урок «Деньги и их виды»; интегрированный урок по английскому языку на тему «Деньги, деньги, деньги»; театральная постановка на тему «Права потребителей»; защита исследовательских проектов по темам: «Инфляция», «Налоги», «Самая высокооплачиваемая профессия» и т.д.; фестиваль творческих проектов на темы «Как хорошо отдохнуть, затратив минимум средств», «Как устроить праздник (день рожденье), если у тебя нет денег» и т.д.; пресс-конференция «Что такое предприниматель и предпринимательская деятельность. Основные организационно-правовые формы юридического лица и их особенности»; театрализованное представление: «Суд над Раскольниковым» в 9-11 классах.

Для учащихся МБОУ лицей № 1 города Балтийска в рамках реализации проекта были организованы и проведены:

  • три экскурсии: в отделение Сбербанка России в Балтийске, в управление Калининградской областной таможни и в гостиницу «Стрекоза» в городе Балтийске;
  • две театральные постановки: по теме «Права потребителя», «Суд над Родионом Раскольниковы»;
  • две игры: игра-викторина «Что ты знаешь о деньгах» и интерактивная игра «Правоохранительные органы в защите прав потребителя»;
  • встречи с интересными людьми: одна с представителями Пенсионного фонда России; две с советником госслужбы УФНС № 10 по Калининградской области; три с главным инспектором Калининградской областной таможни Свистуновым С.Н.;
  • четыре заседания дискуссионного клуба школы Школа бережливой хозяйки и рачительного хозяина;
  • четыре практических занятия Школа бережливой хозяйки и рачительного хозяина;
  • шесть обучающих занятий, четыре практических занятия и четыре заседания дискуссионного клуба курсов «Начинающего предпринимателя» и т.д.

Также лицеисты представили свои бизнес-планы, исследовательские и творческие проекты.

В мероприятиях принимали участие ученики 4 «А», 4 «Б», 5 «А», 7 «А», 7 «Б», 8 «А», 9 «А», 9 «Б», 10 «А» и 11 «А» классов. Всего около 180 учеников лицея, в том числе 37 учеников начальной школы, 39 учеников старшей школы и 104 ученика средней школы, а также родители (15 человек) и учителя лицея (15 человек).

Мероприятия Проекта освещались на сайте МБОУ лицея № 1, а также в газете «Лицеист» выпуск 145 (2) от 12.10.2016 г. Анонсы мероприятий и отчеты о проведенных мероприятиях, в соответствии с условиями Договора, размещались на сайте http://fingram39.ru/.

В результат реализации проекта была создана мультимедийная разработка «Школа бережливой хозяйки и рачительного хозяина», включающая советы, термины, ответы на самые популярные вопросы с которыми сталкиваются люди при планировании личного и семейного бюджета (в него вошли презентации, подготовленные к мероприятиям, а также некоторые результаты проведенных ребятами исследований).

Кроме этого, в начале проекта была разработана анкета на тему «Что ты знаешь о семейных финансах» В анкетировании приняли участие 59 учеников из 7-11 классов, все анкеты были проанализированы и их результаты представлены в итоговом отчете, направленном Министерству финансов Калининградской области.

По результатам реализации проекта было получено 40 отзывов участников мероприятий, в том числе 1 отзыв родителей. Все отзывы положительные. Ребятам понравились мероприятия, они подчерпнули для себя очень много нового и полезного, считают что проект «Повышения финансовой грамотности населения» надо продолжать. Курсы «Начинающего предпринимателя» также им понравились, они посчитали их нужными. С мнением ребят согласны и их родители.

Проведенная аналитика результативности, показала устойчивый интерес взрослых и школьников к мероприятиям Проекта.

Ряд мероприятий проекта были организованы в рамках федеральных мероприятий: «День финансиста», «Неделя сбережений». Информация о них была своевременно предоставлена в Методический кабинет отдела образования Балтийского Муниципального района. Учащиеся лицея приняли активное участие в областной олимпиаде школьников по финансовой грамотности населения, проходившей с 03 по 22 октября 2016 года (было отправлено 55 работ учащихся 3-11 классов). Рыбакова Александра ученица 10 «А» класса стала лауреатом данной олимпиады.

Кроме этого в течение всего учебного года в 7-х классах ведется элективный курс «Финансовая грамотность».

10 и 11 апреля 2017 года в рамках Недели финансовой грамотности для детей и молодежи в МБОУ лицей № 1 города Балтийска в 6-х классах были проведены уроки по финансовой грамотности по теме «Бюджет семьи и бережное потребление», а команда учащихся 9-10-х классов приняла участие в Финансовой олимпиаде школьников «Дружу с финансами», организованной Институтом финансов, экономики и менеджмента ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет».

В январе-феврале 2017 года учитель географии Новова Елена Евгеньевна прошла повышение квалификации в Западном филиале федерального государственного бюджетного общеобразовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС) по программе «Содержание и методика преподавания финансовой грамотности различным категориям обучающихся».

В рамках работы летнего профильного лагеря дневного пребывания «Одаренные дети» при МБОУ лицей № 1 города Балтийска, учащиеся 5-7 классов ведут работу над проектом по теме «Бизнес-план фирмы, занимающейся разработкой квестов по городу Балтийску».

Итоговый отчет по результатам реализации проекта

Выпуск 9 класс 2017 года

Уважаемые ученики и родители! Рекомендуем ознакомиться с фильмом

Please publish modules in offcanvas position.